ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ РАССКАЗЫВАЕТ
часть IV



Здравствуйте, я Лев Галустов
 


- Здравствуйте, я Лев Галустов. У меня трое детей, Боря, Шурик и Нина. Боря отличник, Шурик играет на гитаре, а Нина шалит.
Так обычно представлялся Лев Галустов. А на вопрос где они учатся отвечал:
- Боря, Шурик, Нина и я все ходим в школу.
- Как это вы ходите в школу, - с удивлением спрашиваю его.
- Каждый день хожу в школу беседовать с педагогами, иначе нельзя, Боря идет на золотую медаль. А вот на Шурика меня уже не хватает, - вздыхает Лев Галустов.
- А как Нина?
- А Нина продолжает шалить, - грустно отвечает Лев Галустов.
Боря, как золотой медалист, легко поступил в университет, где далеко не легко учился, Шурик, у которого были большие способности к рисованию и который делал великолепные наброски карандашом, сдавал вступительные экзамены в Академию художеств, разумеется тбилисскую, а Нина, как вcегда, продолжала шалить.
После вступительных экзаменов Шурик не добрал очков и оказался за бортом Академии. Он сделал еще две попытки поступить, но результат был все тот-же, неутешительный. И вот Лев Галустов решил, что такое "безобразие" больше продолжаться не может и пошел "беседовать" к ректору Академии художеств Аполлону Кутателадзе.
Аполлон был человеком необыкновенной энергии, талантливым организатором, великим дипломатом, большим мастером композиции, но что самое главное, он был также ловким предпринимателем, который сумел не только отстоять статус Тбилисской Академии художеств, которую вот-вот хотели лишить данного статуса и фактически аннулировать, но и умудрился в тихую, под видом строительства сарая для хранения работ студентов во дворе академии, построить восьмиэтажное здание, которое стало новым корпусом здания академии и, к тому-же, открыл там новые факультеты. Аполлон умел, когда это ему было нужно, что-то не услышать, не понять и по своему интерпретировать слова говорящего. Он никогда и ни в чем никому не отказывал, на словах, разумеется. И своим ласковым голосом усыплял бдительность оппонента и в этом ему помогал дэфект речи. Аполлон вместо звука "ш" произносил звук "с", а вместо "р" произносил "л", но это не мешало его деятельности, а помогало тем, кто любил имитировать его голос и манеру разговора, как например автору этих строк. И так, приходит Лев Галустов в академию и прямиком направляется в кабинет ректора Аполлона Кутателадзе.
- Здравствуйте, я Лев Галустов, мне надо поговорить с ректором.
- Он в своем кабинете, - вежливо ответила секретарша, - проходите, пожалуйста!
- К вам можно? Здравствуйте, я Лев Галустов, - повторил он свое обычное приветствие.
- Оцень плиятно, cто я могу для вас сделать? - любезно спрашивает Аполлон.
- Шурик Галустов сдавал вступительные экзамены. Мы недовольны очками.
- Недовольны оцками? - с удивлением переспрашивает ректор, и заявляет, - А поцему обласцаетесь ко мне, я сто окулист?
- Очки в смысле баллы, - поясняет Лев Галустов, - нам поставили низкие оценки.
- Как, вы тоже сдавали в Академию?
- Я сдавал только документы Шурика, а Шурик сдавал вступительные экзамены.
- А он талантливый? - спрашивает ректор.
- Весьма, - с гордостью отвечает отец абитуриента. Аполлон c деловым видом вызывает секретаршу и приказывает:
- Зацислить Галуста Сурикова в мою академию, - и тут же, сам удивляясь своим словам, - Поцему Галуст Суриков, Сурикова звали Василий. Поцему он должен учиться у меня в академии, он-же сдавал в Петербурге, в Третьяковскую галерею.
- Не Галуст Шуриков, а Шурик Галустов, - исправляет его Лев Галустов.
- Да, да, Сурик Галустов, - а затем опять удивляясь, - это сто за Сурик, котолим криси красут?
- Не Сурик, а Шурик, вернее Александр, Александр Львович, - учительским тоном поясняет ему Лев Галустов.
- Зацислить Сурика Львовица Галустова в академию, дайте список, я подпису.
Лев Галустов довольный покидает кабинет ректора и уже предвкушает увидеть Шурика в списках зачисленных. Но его ждало разочарование, Шурика в списках не было. Ни Шурика и ни Сурика и тем более Александра Львовича. Лев Галустов решил не сдаваться и сделал вторую попытку побеседовать с ректором.
- Здравствуйте, я Лев Галустов, - представился как обычно.
- Вы наверно присли по делу Галуста Сурикова, я ему уже назначил стипендию, - отрапортовал ректор.
- Не Галуста Шурикова, а Шурика Галустова, но стипендия нам не нужна, мы по другому вопросу.
- Вам не нужна, ему нужна, - удивился Аполлон, - пелвый раз вижу, что отказываются от стипендии.
- Но его еще нет в списках, - возмущается Лев Галустов, - он еще не зачислен.
- Знацит, он есцо не студент, тогда ему не полагается стипендия, что вы хотите тогда, - еще больше удивлен Аполлон.
- Шурика надо зачислить, ему несправедливо поставили низкие очки. Посмотрите какие наброски он сделал в Анапе.
- На кого Сурик набросился в Анапе, - испуганно спросил ректор.
- Не набросился, а нарисовал наброски карандашом, - пытается обяснить непонятливому ректору Лев Галустов.
Аполлон посмотрел внимательно на наброски и восторженно провозгласил:
- Зацислить немедленно, Галуста Сурикова и назнацить стипендию.
- Не Галуста, а Шурика и не Сурикова, а Галустова, - в который раз исправил его Лев Галустов.
Но и после этого Шурика не зачисляли. Сколько раз уже Лев Галустов ходил к ректору и все безрезультатно. Аполлон каждый раз обещал, но результата не было. А Лев Галустов не сдавался и проявлял образцы настойчивость и упорства. Он ходил и ходил. Аполлон, не зная, как от него избавится, начал прятаться. При приближении Льва Галустова к зданию академии в кабинете ректора начинался ажиотаж и возглас "идет Лев Галустов" был равносилен сообщению о воздушной тревоге. Аполлон прятался, но Лев Галустов его каждый раз находил и требовал справедливости.
Аполлон при приближении его кричал на всю академию:
- Заклойте все двели, окна тоже, никого не пускать.
Но Лев Галустов проходил через все, сквозь любые щели. Аполлон не находил выхода, он не знал куда спрятаться от Льва Галустова. Но в конце концов Аполлону, все-же, удалось скрыться от своего преследователя. Но какой ценой.
И вот, в который уже раз, приходит Лев Галустов в кабинет ректора.
- Здравствуйте, я Лев Галустов, - где Аполлон Караманович?
- Он там, в актовом зале, - грустно докладывает ему секретарша.
Лев Галустов решительным шагом направляется в актовый зал и пытается открыть дверь, которая ему не поддается.
- На себя, - подсказывает ему кто то, - тяните на себя.
- Он опять спрятался, - громко возмущается Лев Галустов.
- Тс, тише, идет понихида Аполлона, - кто-то делает ему замечание.
- Как Аполлона, - удивился Лев Галустов, - он что, умер? Я так и знал, что он что-нибудь придумает, лишь бы не зачислить Шурика. Он специально для этого умер. Ничего лучше придумать не мог. Разве не легче было-бы Шурика зачислить. А где его заместитель? >Эпилог

Шурик так и не поступил в академию и стал гитаристом. Лев Галустов, все-таки решил не сдаваться и отправился вслед за Аполлоном, имя которого в настоящее время носит Тбилисская Государственная Академия Художеств им. Аполлона Кутателадзе



Выставка


Дедушка сидел с ногами, опущенными в таз, а на голове лежаля мокрая тряпка.
- Что это с ним, - спрашиваю отца, - опять давление?
- Ему отказали в персональной выставке, зал не дают.
- Почему, у него же все готово для выставки?
- Его художники не любят, - многозначительно ответил отец, - потому что раньше он выступал на собраниях и съездах художников и ругал формалистов. Вот они сейчас ему и мстят. И из-за него и мне портят дело.
И все-таки, дедушка устроил две персональные выставки. Правда, не в Государственной картинной галереи, где ему отказали, а в Доме офицеров ЗакВО и в Доме культуры Руставского металургического завода. Конечно, это не то, но на безрыбье и рак рыба.
Что касается папы, он так ушел из жизни, что не имел ни одной персональной выставки.
И вот я по совету жены (советы легче давать, чем их реализовывать) решил устроить выставку. И не персональную, а выставку трех поколений. Перед тем, как написать заявление с просьбой включить нашу выставку в календарный план, я, пересматривая дедушкины бумаги, обнаружил копию заявления, где он просил к своему 75- летию организовать персональную выставку, в которой ему было отказано. Честно говоря, я волновался. Дедушке, при всех его орденах и званиях, было отказано, а у меня нет ни того, ни другого. Правда, у меня отношения с художниками значительно лучше и я более дипломатичен, думал я, идя за ответом. Директор Государственной картинной галереи встретил меня весьма любезно, сказав, что для них большая честь устроить подобную выставку и что они мне предоставляют право самому выбрать время проведения выставки. Я выбрал самое благоприятное время и ее включили в календарный план 2001 года.
У меня в запасе был целый год на подготовку. И если с моими работами все было в порядке, то с дедушкиными и папиными все обстояло иначе. Слух о предстоящей выставке сразу распространился среди художников. Все с нетерпеньем ждали этой выставки, надеясь увидеть работы тех, кого уже давно не было в живых, и работ, которых не встречали на выставках.
Конечно, идея была хорошей, но работ законченных и в приличном состоянии практически не было. И вот мне пришлось бросить все свои дела, свою живопись и полностью переключиться на живопись отца и деда, а именно, реставрировать дедушкины картины и доканчивать папины. Если принять во внимание, что для дедушки холсты грунтовала бабушка, то нетрудно представить, в каком состоянии были его картины. А к тому же бабушка сама сажала его картины в рамы и при этом часто прибивала не раму к подрамнику, а раму в холст, так что многие холсты были в дырках от гвоздей. Вот и пришлось мне осваивать ремесло реставратора. А вот папины работы, оставленные на середине пути, пришлось доканчивать и при том стараться, чтобы они были в его стиле и манере. Так я осваивал ремесло фальсификатора. Конечно, я не успел подготовиться в срок и попросил перенести выставку на следующий год. Наконец, к весне 2002 года выставка была готова. На ней были представлены работы дедушки, папы и мои, а также шесть работ моей дочери, которая к тому времени окончила художественное училище. Был большой ажиотаж и на выставку пришли многие художники. Были выступления и восторженные отзывы. Я тоже выступил. В своем выступлении я упомянул о том, как дедушке отказали в персональной выставке, а папа даже не обращался с подобной просьбой, зная наперед что откажут. Я смотрел в зал на присутствующих художников, пытаясь найти среди них кого-нибудь из тех, кто мог хотя бы теоретически отказать дедушке. Но, увы, людей того возраста в зале не было, да и сверстников отца раз-два и обчелся. Зачем, думаю, я им рассказывал о той истории с отказом, они-же к этому не имеют никакого отношения, большинство из присутствующих ведь дедушку и в лицо никогда не видел. Но я сделал один вывод: ни люди, ни художники не изменились, главное не кто ты и какие у тебя звания и работы, а главное, какие у тебя взаимоотношения со своими коллегами.



Гитарист


- Джованни, у тебя найдется пару картин на тему "Старый Тбилиси, - слышу в трубке взволнованный голос директора художественного салона, - принеси в салон, здесь верный покупатель, постой, лучше три работы принеси, пускай сами выбирают. Несу три работы, а в дверях салона меня уже ждет директор и говорит:
- Это для Эдика (имеется в виду Шеварднадзе), он едет во Францию к Шираку, они хотят для подарков.
Так получилось, что забрали все мои три работы и столько-же моего коллеги Джемала. А гонорар должны были перечислить. Я не люблю, когда берут работы для правительства. Приходится долго ждать перечислений. Узнав об этом, я вспомнил как однажды в 1993 году у меня взяли картину, которую наш президент презентовал главе Китая. Тогда еще ходили купоны и работу оценили в миллион купонов. Не удивляйтесь, тогда Тбилиси был городом миллионеров. Сумма была действительно огромной, но пока ее выплатили, купон так упал, что она стала мизерной и на нее можно было разве что купить порцию мороженого для ребенка.
И вот начались месяцы ожиданий. Я и Джемал регулярно звонили в салон и справлялись на счет гонорара, а директор каждый раз с виноватым голосом сообщал, что гонорар еще не перечислен. Не могу сказать, что без этих денег я бы испытывал финансовую катастрофу, но меня злил тот факт, что кто-то (пусть и Эдик) делает кому-то (Шираку) подарки за мой счет. Лучше бы я сам подарил, хоть не было-бы обидно. А Джемал жаловался, что очень рассчитывал на эти деньги, так как ему предстояла операция на сердце. Нам в салоне говорили, что они сами все время звонят в министерства и те им только обещают, что вот-вот перечислят деньги. Потом даже это не говорили и начали сваливать один на другого.
Министерство Иностранных Дел на Министерство финансов, а оно, в свою очередь, на какой-то отдел, ответственный по закупкам правительства. И в этих разборках прошло около девяти месяцев. Я жаловался на непунктуальность властей, а Джемал на свое больное сердце. Однажды он мне звонит и сообщает, что все в руках одного чиновника в Совете министров по имени Гоги. Вот если найти к нему доступ, утверждал Джемал, проблема разом решится. Но имя Гоги ровным счетом ничего не говорит, в Тбилиси половина мужского населения носит это имя, уменьшительно-ласкательное от имени Георгий. Значит, надо еще узнать фамилию. В конце концов, после некоторых расспросов нам удалось установить и фамилию этого чиновника. Оставалось только найти к нему доступ. Так просто к высокопоставленным и влиятельным чиновникам не попадают. Не буду рассказывать чего мне стоило добиться у него, у этого таинственного и всемогущего Гоги аудиенции, а скажу только, что к ней я подготовился весьма основательно. Продумал все свои слова и аргументы, а также и внешний вид, с каким мне надлежит явиться в Совет министров. И вот я по коридору направляюсь в кабинет чиновника Гоги и слышу стук собственного сердца. Но сейчас мы на время оставим Совет министров и чиновника Гоги и обратимся к другому Гоги, на этот раз Гоги-гитаристу.
Гитариста Гоги я знал много лет. Хотя мы не дружили, но постоянно встречались на концертах гитарной музыки. Я большой любитель классической гитары и раньше не пропускал ни одного концерта. Среди местных гитаристов у меня много друзей и время от времени я слышал их выступления на концертах. Слышал всех знакомых мне гитаристов, но только не Гоги. Гоги не пропускал ни одного концерта гитарной музыки и нам часто приходилось сидеть рядом в зрительном зале. Слушая чужое исполнение, Гоги машинально делал пальцами движения, как бы имитируя движения исполнителя. Ни о чем другом при встрече со мной не говорил, как только о гитаре. И исходя из его слов, для него кроме гитары ничего не существовало. Но его выступления я ни разу не слушал. Да и другие гитаристы ничего конкретного о нем сказать не могли. Как видно, и они его не слышали. То что Гоги был гитаристом, это бесспорно. Видно было и по его пальцам и по движениям имитирующим игру на гитаре. Можно сказать, что он играл без звука.
А сейчас вновь вернемся в коридор Совмина, где мы расстались. Подхожу к кабинету чиновника, захожу, докладываю секретарше о себе. Она просит немного подождать, у Гоги посетители. Вот уходят посетители и секретарша просит меня войти. Вхожу и кого вижу. Конечно Гоги, но Гоги гитариста. Какой сюрприз. Гоги чиновник и Гоги гитарист одно и то-же лицо. И тут я вспомнил все те хохмы и подтрунивания, которые Гоги пришлось от меня выслушивать в свой адрес. Я надеялся, что чувство юмора у него, все-таки, было и он мне не будет мстить. Гоги меня принял весьма радушно. Но он не давал мне говорить о деле, из-за которого я с таким трудом добивался аудиенции с ним. Что бы я ни говорил, он все равно переводил разговор на гитару. У него в руке не была авторучки или телефона, как у подобных чиновников, он держал какой-то деревянный брусок сантиметров 20 в длину, на котором было натянуто шесть рыболовных лесок в виде струн. Гоги, заметив мой взгляд на этой деревяшке, поспешил объяснить мне, что это приспособление для упражнений пальцев руки. И что на работе он не имеет возможности играть на гитаре и вынужден довольствоваться подобным тренажером. В конце концов после долгих усилий мне, все-таки, удалось рассказать ему о ситуации с гонорарами и Гоги обещал все уладить.
Действительно, не прошло и недели, как Гоги звонит ко мне и сообщает:
- Джованни, приятная новость, приехал один известный гитарист из штатов, концерт в филармонии, обязательно приходи, - а затем добавляет, - постой, чуть было не забыл, деньги за ваши картины перечислены. Ну как, придешь на концерт?
- Приду непременно, - говорю радостный, но при этом абсолютно не думающий о концерте, а предвкушающий получить свой гонорар.
На следующий день мне позвонил директор салона и торжественно сообщил, что им удалось-таки выбить деньги у Министерства финансов и они, то есть деньги, ждут меня. По опыту знаю, что откладывать в подобных случаях нельзя и не теряя времени направляюсь в салон, в бухгалтерию. Там уже находится радостный Джемал, которому кассир отсчитывает деньги. Посмотрев на Джемала никогда не скажешь, что ему предстоит операция, у него здоровый и бодрый вид. Я получал свой гонорар и думал, как важно иметь знакомых во всех инстанциях. Как говорится не имей сто рублей. Я посмотрел вокруг, все были счастливы. Директор салона, что деньги перечислили и он из комиссионных сможет выплатить зарплату персоналу и оплатить долг за электроэнергию, кассир был доволен, что получил чаевые, Джемал что ничего не помешает сделать операцию, а я был доволен, что моя любовь к классической гитаре сделала всех счастливыми. Я ничего не рассказал о своей встрече с Гоги чиновником-гитаристом и довольный пошел домой.

Эпилог

Месяц спустя Джемал все-таки лег на операцию. Как видно благоприятный момент для операции был упущен или врачи сплоховали, и бедный Джемал остался на столе. Эдик ушел в отставку и сидит у себя в загородной резиденции и смотрит на натюрморт, что подарил ему зять. Натюрморт, автора которого он так замучил с гонораром за подарки Шираку, который, кстати, тоже уже не президент. Салона больше нет и на его месте магазин оптики фирмы "Ронико", а директор салона куда то делся, я его с тех пор не видел. Гоги-чиновника уволили из министерства (новая администрация) и недавно он, наконец, дал небольшой концерт по телевидению и имеет возможность посвятить все свое время классической гитаре.



Помощь


- Я думаю, что лучше дать ему денежную помощь пока он живой, - сказал директор художественного училища, грустно посмотрев на членов своего коллектива, выражение лиц которых было не менее грустным, то-ли от того, что им было жаль своего сослуживца, то-ли от того, что предстояло положить некоторую сумму в качестве денежной помощи.
- Потом, - продолжил директор с задумчивым видом человека, который всегда может подкрепить сказанное бесспорным аргументом, - потом будет поздно. Он не узнает о нашем добром поступке и не оценит его. А венок заказывать не стоит, цветы все равно завянут и, к тому-же, он не питал особого интереса к цветам. Посмотрите, на его многочисленных натюрмортах нет ни одного цветка. Лучше дадим ему деньги. Вы составьте список педагогов и в день зарплаты соберите, - сказал он обращаясь к кассиру, - а ему мы их вручим в день защиты дипломных работ. Он, как всегда, будет читать рецензии. Если, конечно, до этого будет в состоянии. Вот после их прочтения и дадим ему материальную помощь. Хотя помочь ему уже ничем нельзя. Во всяком случае, это будет по-христиански.
На этом педагогическое собрание закончилось и кассир приступил к составлению списка.
- А его самого включить в список? - вдруг неожиданно спросил кассир.
- Нет, - ответил уверенно директор, - его включать в список не нужно. Все равно, деньги получит он. И если брать и с него, он догадается в чем дело и получится как-то неудобно.
- А если он не умрет? - задал кто-то из присутствующих каверзный вопрос.
- Не умрет - так не умрет, очень хорошо, вам вернут ваши деньги, - невозмутимо заявил директор.
- А кто вернет?
-Он, разумеется. Или вычтем у него из зарплаты, - ответил директор все так-же невозмутимо.
- Что у него за зарплата, кот наплакал.
- Тогда ему придется продать один из его "Старых Тбилиси", - у директора на все был готовый ответ.
Я не уверен, что именно это было сказано на том педагогическом собрании, но то, что наверняка что-то в этом роде, не сомневаюсь.
На этой обнадеживающей ноте оставим директора и весь его педагогический коллектив и начнем все по порядку.

В ту зиму мне пришлось довольно часто присутствовать на праздничных застольях. Должен сказать, что хотя я не обжора, но если стол изысканный, то порою я не всегда даю себе отчет, сколько съестного я поглощаю и замечаю это только после того, когда съестное исчезнет с тарелки и желудок громогласно заявит мне об этом. Так вот, в ту зиму я поел слишком много чего-такого, что желудок не воспринял и начал со мной скандалить. А весной все обострилось и врач поставил диагноз - гастрит. Гастрит, который острит, сострил я, хотя мне было не до юмора. Я сел на страшную диету и стал худеть. А в один прекрасный день, поскандалив с итальянским консулом и понервничав, я вдруг позеленел и пожелтел. Опять врачи, анализы, исследования и вот получаю заключение - воспалительный процесс и припухлость стенок желудка. А может, это опухоль. Опухоль, а вдруг злокачественная. Вай, умираю. Тут-же сообщил в училище, начал писать завещание, делить книги и картины между детьми и давать последние наставления. Но сев на диету и приняв какие-то китайские таблетки, боли прекратились, я стал себя хорошо чувствовать, настроение улучшилось, постепенно стал забывать о дележе наследства и начал писать рецензии, которые мне предстояло прочитать в день защиты дипломных работ выпускников художественного училища. И вот наступает день защиты. Меня все встречают аплодисментами и радостными возгласами, как будто-бы, это была моя защита, а не студенческих работ. На глазах у многих женщин там присутствующих я заметил слезы сочувствия. Кто-то преподнес мне букет цветов и в зале прокомментировали "Не рано-ли?". А потом ко мне подходит местком и предлагает какую-то сумму денег завернутую в бумажку, на которой замечаю фамилии.
- Джованни, это деньги, которые мы собрали для тебя, - говорит местком, - мы подумали, что лучше их сейчас дать тебе, чем потом.
- А почему вы собрали для меня деньги? - удивленно спрашиваю я.
- Дело в том, - отвечает местком, - что когда умер Датико, мы собрали деньги на венок, а бедный Датико ничего не почувствовал, лучше-бы мы ему дали деньги при жизни.
- Я вам очень благодарен, - отвечаю я, - но я не бедный Датико и пока не собираюсь умирать, так значит, вы на мои похороны собирали деньги.
- Нет, что ты, Джованни, - стал оправдываться местком, - мы хотели сделать тебе подарок, подумали, может ты хочешь купить себе, что тебе нравится, какую-нибудь книгу или..
- Раздать обратно, - заявляю я решительно, - Когда буду умирать, сообщу вам заранее, чтобы успели собрать деньги.
Деньги конечно не возвратили тем, кто их положил. После защиты дипломных работ на эти деньги купили пиво, закуски и устроили импровизированный кутеж, на котором я не присутствовал, так как находился на строгой диете.
Как мне рассказали потом, на кутеже пили за мое здоровье и за процветание училища. Что касается моего здоровья, вполне возможно, что тосты и дали какой-то результат, но вот училищу они не помогли. Здесь тосты не сработали. Как видно, училище больше меня нуждалось в какой-то помощи, но помочь ему было некому.
С тех пор прошло около трех лет. Училище вот-вот закроют. Но никто не собирает денег. Ему уже не помочь.



Натюрморт с долларом


- Джованни, не бойся, возьми себе на память, - сказал Серджо, протягивая мне банкноту достоинством в один доллар.
- Нет, спасибо, не нужно, - отказывался я, зная что иметь доллары не безопасно.
- Чего ты боишься, - настаивал итальянец, - это всего лишь один доллар. Бери, никто не видит.
И видя мою нерешительность, он почти силой засунул банкноту мне в карман. Чтобы понять правильно эту сцену надо сказать, что она имела место в конце семидесятых годов, когда хранить валюту было небезопасно. Я уступил и не мог дождаться того момента, когда смогу прийти домой и глубоко запрятать эту бумажку, которую так близко видел впервые.
Прошло несколько лет и мне захотелось написать натюрморт с баварским кувшином, незадолго до этого приобретенного в комиссионном магазине, именно для этой цели. Обычно натюрморты мне ставил папа. И хотя мне было уже за тридцать, папа все так-же ставил мне натюрморты.
- Вот так, я думаю, что теперь хорошо, - сказал папа, только что закончив компоновать предметы на столе, - сюда можно было-бы добавить какой-нибудь горизонтальный предмет, ну, хотя-бы, какую-нибудь бумажку.
- Подожди, кажется я придумал, - воскликнул я, вспомнив о моем спрятанном долларе, - Одну минутку.
Я побежал и вернулся с долларом, который положил на то место, куда папа предлагал положить какую-нибудь бумажку. Увидя доллар, папа весь изменился в лице, у него сразу на лбу выступил пот от волнения. Нужно сказать, что он не отличался смелостью и часто повторял "Я не трус, но я боюсь". Я, честно говоря, не ожидал от него такой реакции.
- Откуда он у тебя, где ты его взял, нас всех арестуют, если узнают. Ты что, не знаешь, где мы живем?
- Почему всех арестуют, - возразил я, - большое дело - один доллар, и кто об этом узнает?
- Кому нужно, тот и узнает. Вот Ремика чуть-чуть не арестовали из-за долларов.
- Но ведь не арестовали, - возразил я.
- Потому что он спрятался, когда найдут арестуют. А ты еще хочешь нарисовать доллар, что фальшивомонетчик - пошутил папа, все еще пытаясь разубедить меня.
Но я стоял на своем и папа уступил. Я начал писать этот натюрморт с большим энтузиазмом. И в конце каждого сеанса убирал доллар и прятал до следующего, что бы кто-нибудь не увидел. Но натюрморт я не успел кончить. У меня начались семейные неприятности, бракоразводный процесс, смерть отца и другие неприятности, которые уже отдельная тема, сама по себе не менее интересная. И так проходили годы. Я каждый раз вновь ставил натюрморт и малость поработав, вновь его убирал. Композиция мне чего-то не нравилась, пытался ее изменить. Кое какие предметы заменил, кое-какие переставил, но доллар неизменно занимал свое почетное место на переднем плане. Бывали моменты.когда разочаровавшись в натюрморте и не веря в благополучный конец, я хотел было его записать, как поступаю с явно неудавшимися работами, но вспомнив, что его мне ставил папа и это был последний им поставленный натюрморт, рука как-то не поднималась его записать. К тому же, мама отговаривала меня от этого шага, говоря, что уже так много было сделано. В конце концов я решил его закончить во что бы то ни стало.
Сказано сделано. Когда я его кое-как докончил, то посчитал, что на его исполнение ушло около семи лет. Кто-бы мог подумать. И я решил выставить его при первой-же возможности. Тем более, что уже никто не боялся иметь доллары. Но прежде, чем я его выставил, прошло десять лет. За это время были всякие войны и беспорядки и людям было не до искусства. Когда я его выставил, многие коллеги считали, что доллар вносит диссонанс в подбор предметов. Но я так не считал, для меня он был центром композиции. Кто бы тогда мог подумать, что придет время и люди станут избавляться от этого денежного знака и обменивать его на любой другой.
Прошло несколько лет. За это время я написал десяток натюрмортов с этим баварским кувшином, но ни разу не клал в натюрморт доллар. Уже нет папы, нет органа, которого так боялся папа, нет у меня и долларов, если не считать того первого и единственного который смотрит гордо с натюрморта, не предполагая что его ждет.



Учёный


- Я могу определить, что у кого болит, какой орган плохо функционирует, - сказал Саша и начал водить вдоль и поперек моего тела какуюто медную проволоку в форме буквы "Т".
Саша не врач и никогда им не был. Он работал а Академии наук и занимался коструированием специальной апаратуры для исследования космического пространства. Я до конца не понял кем он был по профессии, физиком, математиком, конструктором, для меня он был "ученый" и все, глубже я уже не вникал. Во-первых, это мне было неинтересно, а во-вторых, все равно, я ничего-бы не понял.
- Ну и что у меня болит, - спрашиваю я с любопытством.
- У тебя болит желудок, - с уверенностью отвечает Саша.
- Странно, а я думал что сердце, - удивляюсь я.
- Нет, сердце у тебя здоровое, тебе кажется что оно болит, а вот желудок болит, хотя ты этого не чувствуешь. Апарат показывает, что болит.
- Что, эта штучка, - указываю на проволоку, которую держит Саша, - это твой аппарат?
- Нет, аппарат я сам, а это всего лишь индикатор, - невозмутимо и уверенно заявляет "ученый".
Я всегда считал художников странными людьми, а тут оказывается что и люди науки им не уступают. А Саша, между тем, продолжал водить вдоль моего тела свой индикатор и, то и дело, заявлял мне о моих болячках, о которых я и не подозревал. Когда ему надоело заниматься мной, он посмотрел на стены моей мостерской, увидел там на стенах портреты и вдруг заявил:
- Сейчас мы определим чем они больны, - сказал он и поднес свой индикатор к одному из портретов, поводил вдоль холста и выдал диагноз:
- У него больное сердце, надо обратиться к врачу.
- Это мой родственник Куки, у него болят почки, на сердце он не жалуется, - заметил я.
- Может, почки тоже болят, но это я не вижу, так как портрет погрудный, почки остались вне портрета, а вот сердце находится в пределах его.
- А про этот портрет, что скажешь? - указываю Саше на один портрет, написанный моим дедушкой много лет тому назад.
- Этот мужчина имеет проблемы с легкими, у него, к тому-же, не в порядке печень, нужно срочно обратиться к врачу, - советует Саша.
- Уже поздно, - говорю я, - он давно умер, лет двадцать назад, твой диагноз запоздал. Но как ты можешь с твоим аппаратом определять диагноз по живописи? Это-же, всего лишь холст, покрытый масляной краской. Ничего-же кроме складок одежды не видно, даже органы не нарисованы. А некоторые едва покрыты.
- Джованни, послушай, - заявляет Саша ученным видом, - когда ты рисовал эти портреты, то сам того не ведая, передал их энергетику, их биологическое поле. И мой аппарат, то есть я, с этим индикатором определяю состояние этого энергетического поля.
- А если я возьму твой индикатор, то смогу-ли определять болезни? -спрашиваю наивно.
- Ты не сможешь, у тебя нет аппарата, ты не апарат, ты Джованни, ты должен рисовать картины, - заявляет Саша, но видя вырaжение недовольства на моем лице, добавляет, - хорошо, если хочешь попробуй, я тебе отдам этот индикатор, у меня еще есть.
Я взял индикатор и стал пробовать, водил и по живым и по портретам.
Безрезультатно. Я понял, что я не аппарат, а всего лишь Джованни.
Больше мы не обращались к этой теме. Через несколько лет Саша уехал в Днепропетровск к своим родителям и больше я его не видел. Прошло несколько лет и я вспомнил эту историю с индикатором, который нашел в своем письменном столе.
Вместе с индикатором я вспомнил весь наш разговор с Сашей, который меня тогда развеселил и который я, честно говоря, не принял всерьез, приняв все это за его чудачества. Но по прошествии нескольких лет, проанализировав все, что случилось за эти годы, я вдруг дал себе отчет, что практически все что предсказал Саша сбылось. Мой родственник Куки, который лечил почки, неожиданно умер от сердца. У меня обнаружился гастрит, о котором я не подозревал. Да и остальные его заключения, которые я запoмнил, сбылись. Особенно меня заинтриговала диагностика по живописному портрету. Правда, должен сказать, что портреты, которые исследовал "ученый" были исполнены в реалистической манере с передачей сходства и характера. Интересно, что-бы обнаружил Сашa, если-бы водил своим индикатором по модернистическим портретам, которые в основном и присутствуют на сегодняшних выставках. Наверное, не столько состояние портретируемых, сколько самих авторов. Я также вспомнил, как увлекшись, он начал водить индикатором по всяким предметам и что-то говорил, уже не помню что. Но когда он неожиданно увидев геoграфическую карту, стал водить по ней, мне стало жутко от его прогнозов. Часть этих прогнозов уже сбылась. С волнением и страхом жду, когда сбудутся и остальные прогнозы, хотя в душе слабо надеюсь, что это нас минует. Может-же аппарат в чем-то ошибиться.



Нонна из Ашдода


- Это я, Нонна из Ашдода. Я вам выслала бэ.
- Какая Нонна, - спрашиваю, еще не поняв кто мне звонит - Что за бэ?
- Какб вы не помните? Я в прошлом году купила у вас картину "Старый Тбилиси", а сейчас хочу заказать еще. Я вам выслала бэ.
Да, кажется я ее вспомнил. В тот день она приходила ко мне с одной женщиной.
- Вы Джованни, мне не давали ваш адрес, но я сумела все-же его достать.
- Очень приятно, - отвечаю учтиво.
- Я была здесь в салоне. Этот нахал директор, - начала она, -так грубо со мной разговаривал. Мне понравилась ваша картина, а директор отказался немного уступить в цене. Я Нонна, Нонна из Ашдода, а это моя соседка, она живет здесь в Тбилиси, у нее хороший вкус.
При этих словах, сопровождающая ее женщина скромно, но с достоинством улыбнулась.
- Я так хотела купить вашу картину с дождем, но этот грубиян ваш директор не захотел уступить.
- Мне очень жаль, - отвечаю я, - чем могу быть полезен?
- Я хочу купить вашу картину, такую что видела в салоне, но не совсем такую, а другую. Я не хочу что бы у кого-нибудь была такая картина как у меня. Я ее повешу у себя в квартире, в Ашдоде. Что-нибудь такое, что за душу берет. Через неделю я уезжаю в Ашдод и хотела бы забрать с собой вашу картину.
Я начинаю перебирать в памяти что у меня есть подходящее и на ее счастье (а на мое несчастье), нахожу одну работу, тоже Тбилиси, тоже дождливый пейзаж, но другой вид. И довольный, что могу удовлетворить клиента, показываю ей картину.
- О, какая прелесть! - восклицает Нонна, - именно такое я и хотела. Я знаю, куда ее повешу в своей квартире в Ашдоде. А вы не уступите мне немного в цене, - вдруг жалобным голосом и с некоторым кокетством заявляет она.
- Да, но я еще не называл цены, - удивляюсь я.
- Все-равно уступите, вы-же не такой жадный, как ваш директор салона.
- Хорошо, я дам ее значительно дешевле чем в салоне.
- Как я вам благодарна, вы такой порядочный человек, таких сейчас мало, - сделала мне Нонна комплимент.
На следующий день она вдруг заявляется с моей работой в сопровождении своей соседки и говорит взволнованным голосом: - Вчера я целую ночь не спала, все переживала, не знала, как вам сказать. На вашей картине фаэтон заезжает за угол дома и лошадь не видна. Я хотела-бы, чтобы фаэтон шел сюда и лошадь была-бы видна. Если вам не будет трудно, не могли бы вы повернуть фаэтон.
- Повернуть, так повернуть, в чем проблема, будет сделано, - успокаиваю я капризного клиента и начинаю жалеть, что продал ей картину.
Я повернул фаэтон к большой радости Нонны и ее соседки. Забирая работу Нонна попросила меня дать ей на память несколько фотографий моих работ, в чем я ей не отказал, будучи благодарен, что она уезжает и оставляет меня в покое.
А сейчас вернемся к тому телефонному звонку, о котором говорили в самом начале. Итак, где мы остановились.
- ........я вам выслала бэ.
- Что за бэ? - интересуюсь я.
- Я хочу вам заказать картину. Там должны быть полуобнаженные женские фигуры на природе. В стиле Боттичелли, вы-же видели его картину "Примавера".
- Нет не видел, - отрицаю я, - Кто такой Боттичелли, это что, художник из Ашдода, первый раз слышу.
- Как, вы не знаете Боттичелли, не может быть - удивляется Нонна, - вы так на него похожи.
- Я хочу, чтобы было, как у Боттичелли, но в вашем стиле.
- Но где вы видели у меня обнаженных или полуобнаженных женщин? Что, написать их в стиле Старого Тбилиси? - пытаюсь отделаться от этого кляузного заказа.
- Джованни, неужели вы не рисовали обнаженных женщин, все художники их рисуют, и к тому-же я уже выслала вам бэ. Пойдите и получите, я их выслала на ваше имя по wеsternunion.
Ничего не поделаешь, деньги высланы, надо приступать к заказу. Я написал для Нонны картину. Это было нечто среднее между Джованни и Боттичелли. А Нонна, между тем, звонила из Ашдода и справлялась на счет картины:
- Джованни, как идет мой заказ? Когда закончите, позвоните к моей соседке, она придет и посмотрит. Я доверяю ее вкусу. Она вам заплатит остальное и заберет картину. Сделайте ей золотую раму, не скупитесь, я ее оплачу.
Когда картина была готова, я созвонился с соседкой, вкусу которой так доверяла Нонна (вполне возможно, что эта соседка проявила свой вкус, когда они вместе выбирали какие-нибудь туфли или люстру для квартиры в Ашдоде). Соседка с видом эксперта или искусствоведа посмотрела строго на картину и высказала свое заключение:
- Видите ли, - начала она, - ваши деревья на сзади очень темные, нужно было-бы сквозь веток пустить солнечный свет, и трава должна быть освещена солнечными лучами. Нужно показать голубое, чистое небо.
Мне ничего другого не оставалось, как только соглашаться с ее замечаниями и обещать принять их во внимание. Я внес изменения, о которых говорила соседка и получилось нечто среднее между Джованни, Боттичелли и импрессионистами. Когда работа была откорректирована, соседка сдержанно ее восприняла, сказав:
- Пускай сама Нонна решает, я не могу брать на себя такую ответственность. Ответственность брать не хотела, а работу все-же взяла, хотя денег не заплатила. А вот раму уже я не захотел заказывать, здесь уже я не хотел брать на себя такую ответственность. Мы с соседкой решили, пускай Нонна, когда вернется с Ашдода, все сама решает. Но время шло, а Нонны не было видно, ни ее, ни ее денег. Я в душе уже махнул рукой и на картину и на гонорар. Столько работ уже терял, пускай пропадает и эта.
И вот по прошествии двух лет, долгожданный телефонный звонок:
-Это, Джованни, я Нонна из Ашдода, - слышу голос, который уже успел подзабыть, - мне надо срочно вас увидеть.
- Жду, - коротко ответил я, ничего хорошего не ожидая от этой встречи.
Как и предполагал, Нонна пришла в сопровождении своей соседки, с которой как видно, никогда не расставалась находясь в Тбилиси. Пришла с соседкой и ...моей картиной.
- Джованни, я так расстроена, - начала она жалобным голосом, - я совсем не этого ждала. Разве это я просила вас нарисовать?
- А что? - пытаюсь защитить свое детище, - в стиле Боттичелли, почти как "Примавера", и в стиле Джованни, правда с некоторыми импрессионистическими нюансами, по совету вашей уважаемой соседки.
- Что вы со мной сделали - начала возмущаться Нонна, - я не хочу эту картину, я не повешу ее в своей квартире в Ашдоде. Продайте ее кому-нибудь другому. Я вам прислала бэ и взамен сделайте мне другую картину.
- Что вы мне заказали то я и сделал. Откуда я знаю, что у вас в воображении, я-же не сижу у вас в голове, чтобы читать ваши мысли. Единственное, что могу сделать, забрать свою картину и вернуть ваш бэ.
- Как вам не стыдно, - начала упрекать меня Нонна, - я столько хорошего рассказывала о ваших картинах в Ашдоде с моим знакомым, что они о вас подумают.
- Что хотят, то и думают. Забирайте свое бэ, - возмущаюсь я.
- Вы должны нарисовать мне натюрморт, вы меня так огорчили!
Я часто ловлю себя на том, что бываю очень сентиментальным и уступчивым. Таким я оказался и в этот раз. Когда натюрморт был закончен, я дал ей знать и она явилась со своей соседкой. Посмотрев на натюрморт самым недовольным взглядом, Нонна заявила:
- Это чем вы написали, это что, масляные краски?
- Да, а что, разве не видно? - удивляюсь я.
- Я не хочу этот натюрморт, - сказала Нонна чуть ли не плача.
Я уже не знал что делать и готов был отдать все, что угодно, лишь-бы она оставила меня в покое. Вдруг, на мое счастье, ее взгляд упал на один из моих этюдов, который висел на стене.
- Я хочу это. Дайте мне этот пейзаж, я его повешу в своей новой квартире.
- Где, в Ашдоде? - спрашиваю я, снимая этюд со стены.
- Нет в Тбилиси. Вчера я купила здесь квартиру и у меня кончились все деньги, осталось только, чтобы доехать до аэропорта. Я не смогла-бы доплатить за ваш натюрморт. А эту работу уступите мне в счет бэ, что я вам прислала, - сказала Нонна и добавила, - Джованни, я ваш клиент, мы скоро вновь встретимся.

Эпилог

Возвращаясь сегодня с одной выставки, я подумал про себя "приду домой и закончу рассказ о Нонне из Ашдода". Не успел я подумать об этом, как вдруг споткнулся о что-то и грохнулся на мостовую, сделав в воздухе какое-то сальто-мортале. Я разбил себе колено и порвал штаны. Вот вам и финальный аккорд рассказа о Нонне из Ашдода.



Где трагедия, там Шекспир


Когда я его увидел, то сразу понял, что-то произошло. Юра мне показался похудевшим и осунувшимся. Полным он никогда не был, даже у него была кличка "вобла", но и таким исхудавшим я его не помню. В последний раз я его видел год назад, он ко мне приходил с одной пышной и цветущей женщиной, как-будто сошедсшей с полотен Рубенса, и представил ее как свою жену. Худой и смуглый Юра очень контрастировал со своей полной и светло-розовой женой. Хотя я давно знал Юру, о его профессии не имел представления. Это был весьма образованный и эрудированный человек, и насколько мне известно, был фарцовщиком.
- Юра, что произошло? - спросил я его как только он вошел.
- У меня умерла жена, - коротко ответил он.
- Никогда бы не подумал, - сказал я, - она выглядела такой здоровой. Садись, Юра, расскажи.
Юра сел, потом попросил стакан воды и молча продолжал сидеть. Я ждал, что он что-нибудь расскажет, но он молчал. Что бы его как-то развлечь, я сам начал что-то рассказывать, но затем почувствовав, что Юра меня не слушает и погружен в свои мысли, я тоже перестал говорить. И так мы оба молчали, а затем, видя что он практически не двигается и тихо сидит, я решил написать его портрет.
- Юра, если у тебя есть время и ты никуда не торопишься, давай я набросаю сейчас твой портрет.
- Давай, бросай, - последовал ответ.
Я взял первый попавшийся холст, и начал быстро рисовать Юрин портрет. Зная Юру как человека непунктуального и непредсказуемого, я не мог рассчитывать, что он будет регулярно приходить позировать. И видя, что портрет продвигается удачно, мне не хотелось-бы, чтобы он остался неоконченным. И помня совет отца, что в первую очередь надо писать лицо и руки, именно на этих деталях я и сконцентрировал свое внимание. Его клетчатый пиджак никак не сочетался с внешностью и позой. Поэтому, я в общем, обрисовав контур фигуры, не заострял внимание ни на одежде, ни на антураже. И как в последствии убедился, был прав. Просидев часика три, Юра встал, посмотрел на портрет,( который получился удачным и сходство был схвачено), улыбнулся и попрощался, обещав прийти через пару дней на сеанс. Но как я и предполагал, Юра не пришел. С тех пор я его больше не видел. Портрет пролежал у меня некоторое время, а потом я решил от себя его кончить. Не люблю, когда в мастерской валяются незаконченные холсты. К тому же обидно было, ведь потратил время, эмоции, и к тому-же, лицо и рука были практически написаны. Вот я и "одел" Юру в костюм 16века и был доволен, что труд мой не пропал зря.
Так получилось, что несколько лет спустя, в Тбилиси, под патронажем Британского посольства в Грузии решили организовать выставку, посвященную Шекспиру и Англии. Звонит ко мне известный искусствовед Нино Заалишвили,( которая всегда отличалась как организатор интересных художественных мероприятий, и можно сказать что наше искусство очень обязано деятельности этого человека), и предлагает мне принять участие в этой выставке, если у меня найдется что-нибудь подходящее. Я с сожалением отказываюсь принять участие в выставке, сославшись на неимение работы на данную тематику. Но затем подумав, я вспомнил о портрете Юры. Этот портрет мне всегда чем-то напоминал шекспировского Гамлета. Почему фарцовщик Юра Тарашвили не может быть принцем Гамлетом. Если Марк Твен сделал принца из нищего, то почему я не могу сделать его из тбилисского фарцовщика, подумал я и понес на выставку этот портрет под названием "Гамлет", а в скобках написал "портрет Юры Тарашвили ". Какого было мое удивление и негодование, когда вышел каталог, где под моим портретом стояла надпись: Юра Тарашвили "Портрет Шекспира". Можете себе представить мое возмущение. Мало того, что исказили название работы, они еще и лишили меня авторства. Так Юра вошел в каталог британской выставки, не нарисовав за всю жизнь ни одной картины. А выставка проходила в выставочном зале галереи "Универс". Эта галерея была не что иное, как несколько аудиторий Политехнического института, которые объединили и переоборудовали под галерею. Я повозмущался, а потом смирился. В жизни все случается. Если я мог из фарцовщика Юры сделать принца, то почему галерея не может из него сделать художника, когда она сама из аудиторий политехнического института превратилась в галерею.



Композитор


У меня есть привычка, когда рисую, что-то напевать. Не важно что, какую-нибудь мелодию. Это помогает мне работать и создает приятное настроение для бодрости духа. В тот день, работая над одной картиной на тему Старого Тбилиси, я как всегда напевал какую-то мелодию. Должен сказать, что музыкального слуха, как и музыкального образования, у меня нет, и поэтому я напеваю про себя или вполголоса, чтобы не раздражать присутствующих своим фальшивым пением. Как я уже сказал, в тот день я также напевал какую-то мелодию, которая не оставляла меня, она как будто-бы, прилипла ко мне, или вернее, к которой прилип я. Чем больше я напевал ее, тем четче она становилась и тем больше мне нравилась. Я стал ее петь громче. И вдруг я понял, это мелодия моя, я ее сам сочинил, подсознательно, работая. Именно работа вдохновила меня на эту мелодию, а она в свою очередь вдохновляла на работу. И пока я писал, все время напевал ее. Но что сделать, чтобы не забыть ее. Как зафиксировать. Нот писать не умею. Какая жалость. А вдруг забуду. Какая мелодия пропадет, подумал я. Какой композитор пропадает. И в этих мыслях, сожалея о своем композиторском даре, мелодия ,вдруг, вылетела с головы. Она исчезла также неожиданно как и появилась. Никак не мог вспомнить. На следующий день, приступив к работе над той-же картиной и начав, как обычно напевать, моя мелодия вдруг снова появилась. Я решил, что на этот раз ее больше не потеряю и мне пришла потрясающая мысль, напеть ее кому-нибудь, кто умеет записывать на ноты. Но кому? Конечно моей маме, она-же музыкант, профессионал, преподавала сольфеджио. Звоню маме и начинаю напевать мелодию.
- Подожди, я возьму бумагу и ручку, - говорит мама и идет искать эти принадлежности, чтобы записать музыку сына-композитора. Наконец вновь берет трубку и говорит чтобы я напевал. Пока я напеваю фразу за фразой мама записывает.
- Все, я уже записала, когда придешь ко мне, я тебе ее сыграю, - радует меня мама.
Я доволен, теперь мое музыкальное произведение не исчезнет, оно зафиксировано. Я написал музыку. А почему и нет?. Ну и что-ж, что у меня нет слуха. Вот Бетховен совсем был глухой, ничего не слышал, а какую музыку писал. Ну и что, что у меня нет музыкального образования, есть-же художники дилетанты, и я буду композитором-любителем.
Придя к маме и попросив исполнить мое произведение, мама села за рояль и начала что-то играть. Я не мог узнать свое произведение, это была совершенно другая мелодия.
- Но это не моя музыка, - возмутился я.
- То, что ты мне напел, то, я и записала, - оправдалась мама, - Это даже красивей.
- Но она ничего общего не имеет с моей мелодией.
- Ты знаешь, я боялась тебе сказать, чтоб ты не начал кричать, - вдруг виноватым тоном сказала мама, - я потеряла тот клочек бумаги, на котором была записана твоя мелодия. Напой мне сейчас и я ее запишу заново.
- Как я тебе ее напою, я не помню ее. Ни на кого нельзя надеяться.
Я почти смирился с потерей своей единственной мелодии, как вдруг, когда совсем этого не ожидал, работая над той-же картиной и напевая, она сама ко мне явилась. Мне стало ясно, что эта мелодия связана с конкретной картиной и только при работе над ней она появляется в моей памяти.
И вот однажды ко мне приезжает из Франции мой друг Вова Гончаренко, переехавший туда на постоянное место жительства. Вова личность многосторонняя. Он и художник, мастер восточных единоборств и музыкант. К тому же он пишет музыку, песенки на французском языке, которым владеет в совершенстве, и продает их каким-то певцам. Вот к кому я обращусь, вот кто мне поможет, думаю я и прошу Вову записать мне мою мелодию. А Вова просит напеть ее. Я-же ее не могу вспомнить. Тогда я вновь сажусь за мольберт и начинаю писать свою картину. Мелодия тут-же приходит в голову и я ее напеваю Вове.
- Давай запишем на магнитофон, - предлагает Вова, который сам не умеет записывать ноты.
В процессе записи, Вова напевая мою мелодию, делал свою аранжировку и моя мелодия стала походить на весьма приятную французскую песенку. На этом я успокоился и даже решил написать слова к моей музыке. Предполагал написать слова на неаполитанском диалекте, на котором имею опыт писать стихи. Вот тебе и будет новая неаполитанская песня.
Прошло какое-то время, я уже не вспоминал свое музыкальное произведение, так как был спокоен, что оно зафиксировано на пленке. Как вдруг, неожиданно я ее услышал в весьма солидном исполнении. Как так? Откуда? Ее же, кроме меня, никто не знал. Подозрение на маму сразу-же отпало. Во первых мама хромает и редко выходит из дому, к тому же она, как говорит, потеряла бумажку с нотами моей музыки. Неужели это Вова, который запомнил мою мелодию и во Франции, сделав аранжировку, продал ее какому-то симфоническому оркестру. Вот это плагиат, а еще назывался другом.
- Бруно, это же моя мелодия, - обращаюсь к сыну, который ее включил через компъютер, - Какое хорошее исполнение. Ее у меня украли и обработали. Откуда она у тебя? Где ты ее нашел?
- Из интернета, - ответил Бруно, - Папа, это национальный гимн Израиля.



Дворник


Как-то в начале семидесятых в Париже проходила выставка грузинского художника примитива Пиросмани. Мы, студенты Академии, внимательно следили за ходом выставки, нас интересовала пресса и отзывы французов как о выставке так и о самом художнике. Кто-то пустил слух, что французам так понравилась картина Пиросмани "Дворник", что они хотели ее приобрести за большую сумму. Слух настолько разнёсся, что только об этом говорили и спорили в аудиториях академии.
И вот ко мне подходит мой сокурсник Беко, большой поклонник творчества Пиросмани и говорит.
- Джованни, ты слышал французы хотят купить "Дворника" Пиросмани.
- Да слышал, -отвечаю я, - но наши отказались продать.
- И правильно сделали, - с энтузиазмом заявляет Беко.
- Французы, к тому же, предложили в придачу скульптуру Венеры Милосской, - шучу я.
- А наши что? - с тревогой спросил Беко.
- Наши отказали, - продолжаю я, - тогда французы предложили еще завод шампанских вин.
- Неужели наши согласились, - в голосе Беко была тревога.
- Нет, - ответил я, - а потом они нам еще давали в придачу Мону Лизу Леонардо.
Тогда Беко весь побледнел, и еле слышным голосом спросил: - И что потом ?
- Наши на отрез отказались, - поспешил я успокоить поклонника Пиросмани.
- Молодцы, - торжественно воскликнул Беко, - так и надо. Я ни за что не променял бы "Дворника", написанного грузинским художником, на Шлюху написанную этим итальянцем, а ты, Джованни?
- Я-бы за Мону Лизу Леонардо дал-бы не только "Дворника" Пиросмани", но и всех дворников Тбилиси.
После этой моей фразы меня посчитали предателем и человеком, не разбирающимся в живописи.



Твой Лиза тебе ждёт


Раньше мы часто ездили в Москву, которая была и нашей столицей. Ездили по всякому поводу, ездили и без повода просто так, чтоб поехать в Москву.
В середине семидесятых, точно не помнюб не то в 75 или в 76 в Москву привезли шедевр Леонардо Мону Лизу Джоконду. Я тогда учился в Творческой Мастерской Академии Художеств.
- Мы едем в Москву, - торжественно сообщил нам профессор Уча Джапаридзе, руководитель нашей творческой мастерской, - смотреть Джоконду, билеты заказаны, гостиница в Москве забронирована.
Радости нашей не было придела, и мы уже предвкушали нашу встречу с шедевром и ее знаменитой улыбкой.
Приехав в Москву, а это было зимой, мы тут-же направились в академию, чтобы нас разместили в забронированную гостиницу. Гостиница находилась недалеко от центра. Нас разместили в разных номерах, и в моем номере я был один из нашей группы с несколькими ребятами из Средней Азии. Как видно, они не до конца заполнили номер, и там оставалась свободной одна койка, которая досталась мне. Мои соседи по номеру, а их было человек пять или шесть, радушно меня приняли и угостили. За столом завязался разговор. Они рассказали, что приехали в Москву за покрышками и какими-то запчастями.
-А вы, маладой чалавек, - спросили они меня, - зачем приехал в Москва?
- Мы приехали с группой посмотреть Мону Лизу, - ответил я.
- Какую Лизу? - с удивлением спросил один из присутствующих.
- Мону Лизу Леонардо, - сказал я и добавил, - это картина, которую привезли из Франции, и мы, художники, должны ее посмотреть.
- Как, ради этого приехали из Тибилиси, чтобы посмотреть на этот Мона Лиза? А он красиви?
- Да, - говорю я, - она по своему красивая. Bо всяком случае, Леонардо нравилась.
- А тебе нравица? Раз ради него из Грузия приехал.
- Да, - отвечаю я, чувствуя, что меня клонит ко сну, - и нам купили билеты на самолет и дали гостиницу.
- Тебе дали гостиница, чтобы ты посмотрел этот Лиза, - не переставали удивляться мои соседи, - и еще купили билет на самолет и кормить будут. Балшой чалавек!
- Балшой чалавек, - сказали они почти хором, и в их глазах я увидел уважение и восхищение моей персоной.
Уже было поздно. Утомительный день перелета и выпивка за гостеприимным столом сделала свое дело. Я, извинившись, попросил разрешения покинуть стол и пошел спать. Лежа в постели, я слышал как мои соседи по номеру, уже порядком выпившие, все повторяли с восхищением "Балшой чалавек, балшой чалавек". Конечно, подумал я, для них я большой человек, раз приехал в Москву только ради того, чтобы посмотреть одну картину. А они приехали по делу, достать покрышки дело серьезное, не то, что смотреть какую-то Мону Лизу. В их глазах я был важной личностью, несмотря на паршивый номер в захудалой гостинице. А еще к тому же, разъезжаю на казенных харчах.
Так я заснул под эту колыбельную фразу "Балшой чалавек", которая убаюкивающим образом подействовала на меня.
Утром я проснулся от слов будящего меня товарища по номеру.
- Проснись, балшой чалавек, твой Лиза ждет тебе.

Продолжение - V...
Живопись Джованни Вепхвадзе
Джованни Вепхвадзе рассказывает...
Художники
Карта сайта
Третья линия






Яндекс.Метрика



Используются технологии uCoz