К. Худяков
ВСТРЕЧИ НА ВЫСТАВКАХ * 12


* КОНСТАНТИН ХУДЯКОВ *

Вернисаж "ИСКУССТВО ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ - 2012" Константина Худякова в Российской Академии Художеств - 13 марта 2012 года.

Константин Васильевич Худяков

Константин Худяков на открытии выставки "Искусство высокого разрешения - 2012"

"ИСКУССТВО ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ - 2012" Персональная выставка КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА ХУДЯКОВА - заслуженного художника РФ, Действительного члена Российской Академии художеств, президента Творческого Союза художников России.
С 13 марта по 1 апреля 2012 года в залах Российской Академии Художеств - (Москва, ул. Пречистенка, дом 21. М. Кропоткинская)

Фото: Ольга-Жозефина Пардесси



«ИСКУССТВО ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ»

Российская академия художеств



Впервые в стенах Академии художеств столь масштабно представлено новое искусство. Именно искусство – что не вызывает сомнений и скепсиса, как это обычно бывает при сочетании этих двух слов.

– Константин Васильевич, работы, представленные на выставке, грандиозны и красивы. Расскажите, пожалуйста, о технологии создания таких картин. Как возникла идея создания монументальной работы «Последний поцелуй»?

– Создание любой подобной картины неизбежно состоит из нескольких этапов. В начале рождается образ, который требует чтобы его воспроизвели, затем следует процесс его "лепки", именно "лепки", как в скульптуре (этот термин очень подходит к технологии создания виртуальной модели). Вторая часть работы – практически театральная сценография: компьютерные программы позволяет использовать различные составляющие, заполнять пространство сцены, создавать невероятные 3D-изображении. Я могу взять виртуальный куб или шар в качестве пластического материала и слепить из него всё что угодно, в том числе человека, какое-то невероятное существо, архитектуру и пр. Конечно, необходимо при этом иметь полноценное художественное образование. Художник обязан владеть всевозможными навыками ремесла, будь то график, скульптор или живописец. Если человек не имеет художественного образования, то он, может быть, и слепит из этого куба нечто, но будет ли оно иметь художественную ценность? Молодежь осваивает 3D-программы разумеется лучше, чем я. Они используют гораздо больше ее возможностей, ресурсов и пр. и создают тысячи картинок. Я просматриваю их великое множество и ни одна из них меня не "зацепила", не вдохновила. Картинки эти – в основном, кич, которые не имеют художественной ценности. С другой стороны, молодые ребята, связанные с компьютерной графикой и которые приходят на мои выставку, удивляются, что я знаю далеко не все возможности программ и использую их в не достаточной степени. К сожалению, они не понимают предмета искусства. Дело не столько в максимальном использовании ресурсов инструмента, хотя это тоже очень важно, но не главное, дело в профессионализме и таланте художника. Анатолий Комелин пользуется в основном топором, но выходящие их под этого топора произведения-шедевры пластического искусства!
Что касается работы «Последний поцелуй». Я специально показываю на выставке фрагменты, этапы создания картины. Вот первый этюд: это мой любимый персонаж – муха. При сильном увеличении она прекрасна; у меня в архиве наработаны около ста типов мух. Затем я изготовил дамский обворожительный рот, губы, задал им зеркальную поверхность, нужный пурпурный цвет .
Просматривая папку поездки в Израиль, нашел в ней мои фотографии Иерусалима, всплыл образ Иуды, поцелуй Иуды и т.д. Все это бесконечно выстраивается, отшлифовывается композиция, проектируется и моделируется освещение(театральное). Потом я делаю десятки виртуальных снимков различных вариантов. Выбираю лучший, на мой взгляд, и моя жена Марина Худякова всё это тщательно проверяет и выводит на холст при помощи высококачественного плоттера.

– Как Вы пришли к компьютерной технологии?

– Каждый художник ищет свой инструмент. Один становится скульптором, другой живописцем или графиком, т.е. работает инструментом, который дает ему возможность создавать адекватно его темпераменту то, что он хочет. Для каждого "Всевышним" предназначен свой инструмент. Я много работал, искал, пробовал, и не получал удовлетворения от того, что получалось, но теперь рад, что дожил до новых технологий. Как только они появились, я сразу стал их осваивать. Компьютерные технологии - мой инструмент!

– Великолепные пейзажи. Это фотографии?

– Не совсем. Это цифровая синтезированная из десятков, может быть сотен изображений фотография. Картина, где изображен двор в городе Боровске, сделана из многих фрагментов, отснятых в разное время суток и года. Дворик очень своеобразный; я много раз приходил и фотографировал его. Потом из отдельных фотографий синтезировал то, что вы сейчас видите. Отдельные персонажи отсняты на улицах Боровска и помещены в этот дворик – вот и получилась такая цифровая картина. Использовал при съёмке очень большое разрешение, поэтому здесь виден даже текст на газете. Этот пейзаж в центре города Боровска – большая свалка, очень живописная и символичная. Сейчас, правда, этой свалки уже не видно, ее закрыли большим забором.

– Красота Ваших пейзажей поражает.

– Ну, я все-таки художник, какой-никакой.

– Ну, это Вы кокетничаете. Интерактивное искусство в наши дни очень модно и актуально. Расскажите, как надо воспринимать интерактивную картину, как с ней взаимодействовать? В чем суть интерактивного объекта? Первая картина – вводная. Вы ее создали – это изобразительное искусство. Далее – производное от нее – я воспринимаю как информацию?

– Я все-таки считаю, что это изобразительное, а не интерактивное искусство. Точнее, оно находится на грани между изобразительным искусством и кинематографом и называется «мульти-тач-арт». Изобразительное искусство – живопись, графика, акварель – статичны, а кино это динамика, движущаяся картинка, сюжет и т.д. Я давно мечтал создать динамичную картину. Поверхность, которая контактирует со зрителем, может изменять свои характеристики и даже уводить зрителя в глубины своих сюжетных линий. Я создаю пространство, в котором может бесконечно путешествовать зритель. Я и фотограф Владимир Глынин по написанному ранее сценарию создали фотосессию из нескольких тысяч снимков... Каждую фотографию разделили на четыре фрагмента. Получилось десять тысяч снимков. Программисты" закачали" их в программу мульти-тача, "рассыпали" их по теории случайных чисел как горох на полу. Сложное театральное пространство, высоко-художественные фотографии… Зритель может путешествовать по этому пространству, создавать собственное пространство, находить свой сюжет и становиться в известном смысле соучастником творческого процесса.

– Проект «Деисис» («DEISIS») в Третьяковке – это Ваша первая работа в компьютерной графике?

-Нет, далеко не первая. Компьютеры стали доступны примерно с 1998 года, правда маломощные. Но уже тогда я делал первые работы. Когда гостиница «Россия» еще стояла на своем месте и никто не собирался ее сносить, я создал проект «Hotel Russia».
Придумал некую гигантскую виртуальную кунсткамеру-небоскрёб, в которую можно бесконечно "закачивать" события нашей действительности, всякий абсурд, который происходил и происходит. Это было моим первым крупным проектом.
Мой друг Виктор Бондаренко коллекционирует иконы. Он человек чрезвычайно активный, с неуёмным темпераментом. Кроме всего прочего его чрезвычайно волновало то обстоятельство, что школа иконописи была практически уничтожена в 1917 году и больше не восстанавливалась – не происходило развития этого вида искусства. Сейчас все иконы для восстанавливаемых храмов пишут по образцам XVII–XVIII веков. Вот Бондаренко и предложил мне попробовать сделать иконы в компьютерной технологии.

– Как Вы создали портрет Христа? Страдания, боль, терпение – все соединено в этом портрете! Как удалось передать такую силу эмоций?

– Я постарался очень серьезно подойти к этому проекту. Перечитал Библию, различные апокрифы, пересмотрел много иконографии. Изучал все примерно год. Понял, что Библия – это великий памятник, уникальное художественное произведение. И пришел к следующим выводам: первое – все персонажи были реальными живыми людьми; второе – все они завершили земной путь в страшных страданиях, пытках; третье – христианская религия завладела почти всем земным шаром; четвёртое
- видимо, в этой доктрине есть нечто, в силу чего в нее поверили миллиарды людей. Создать реконструкцию портретов было трудно, так как нет их прижизненных изображений. Поэтому мы собирали информацию о них буквально «по кусочкам». Я попросил историка, религиоведа Романа Багдасарова составить досье на 23-х библейских персонажей. Читал, смотрел, и у меня постепенно рождались образы. Чтобы они обрели плоть и кровь, я находил на улице интересных людей, приводил в мастерскую и фотографировал. Были сделаны десятки тысяч фотографий. Потом я использовал в качестве пластического материала отдельные фрагменты из лиц разных моделей и "лепил" тот или иной образ, как я его себе представлял. Таким образом, были созданы десятки образов - художественных версий персонажей от Адама до Николая второго….

– А почему Вы их не показываете?

– Зачем? Церкви это не нужно.

– Вы обсуждали этот вопрос с духовенством?

– Нет, зачем? То, что создают иконописцы, мне не интересно и не нравиться. Я не вижу иконы XX века – современные мастера используют стилистику XVII–XVIII веков.

– Как, по-Вашему, должна выглядеть икона XX века?

– Не знаю. Над этим надо работать.

– Вы создаете очень суровые портреты. А иконы должны действовать на человека умиротворяющее, успокаивающе и вызывать чувство любви.

– Неправда, нет таких канонов. История искусства и иконописи знает много прекрасных картин и икон с изображениями, далеко не умиротворяющими. На Украине, в городе Николаеве, есть замечательная иконописная мастерская: в работах мастеров есть что-то от старых икон – доска, ковчег, но иконы (само письмо) - это нечто новое, фундаментально новое. Руководитель мастерской – священник, он их сам и освящает.

– Пластическая фигура в виде черепа – тоже компьютерная технология?

– Да, это уникальное творение: моё и электронной техники. Я, как скульптор, создаю форму(3-D модель); затем, когда она готова виртуально, по горизонтали она разрезается на тысячи горизонталей(виртуально конечно); затем всё это перепрограммируется и запускается для реализации на 3D-принтер. И этот чудо-принтер в течении нескольких часов "выращивает" не рукотворную форму!

– Трудно осознать, что череп создан-слеплен машиной, а не руками человека.

– Я и сам удивляюсь.

– В Ваших работах часто присутствует черная жемчужина. Что она символизирует?

– У меня ничто нигде ничего не символизирует. Жемчужина есть жемчужина. Ухо есть ухо. Оно красиво и очень скульптурно.

– В первом зале я обратила внимание на необыкновенно красивую вязь бананового алфавита. Но почему банан?

– Я бывший член КПСС, переживаю развал СССР, Мы стали «банановой республикой», вот поэтому и алфавит получился такой банановый.

– Скажите, существуют ли компьютерные технологии, опередившие то, что используете Вы?

– Сейчас всем все доступно. Если на Западе появляется что-то новое, оно тут же появляется и у нас. Но у нас есть свои, новые, единственные в своем роде технологии. Инженер-программист Алексей Горяев создал уникальную стерео-технологию , которую я использую в своих новых проектах, в том числе и в проекте, показанном на 54 Венецианской Биенале Современного искусства в 2011году.

– Традиционные вопросы: какие планы? над чем работаете?

– Планы? Планов пока нет. Есть мечты. Создать большое интерактивное с собственным интеллектом произведение, которое могло бы жить самостоятельной жизнью с человеком в одном пространстве, контактировать с ним, может быть уводить его в свои глубины... Но всегда надо понимать, что произведение, которое человек создает кистью или мастихином, невозможно создать при помощи компьютера. И наоборот – то, что создается с использованием компьютера, не может создано другими аналоговыми инструментами.

– Спасибо за беседу, за просвещение в сфере нового искусства. Желаю Вам успехов!

Беседовала Людмила ОСТАПИШИНА

Встречи на выставках
Карта сайта




Яндекс.Метрика



Используются технологии uCoz