О творчестве С.И.Дацкевича

к 60-летию художника

Время… Большие надежды и большая мудрость. Время отдаляет и увеличивает значимость того, что уже не вернуть. И в этом не житейском и не суетном пространстве, оглядываясь назад, хочется найти след своего времени в творчестве своих современников, современников, имена которых ты будешь произносить с гордостью: Дейнека, Пименов, Попков, Гончаров, Гаврилов… Дацкевич.
Время… Сейчас бы ему исполнилось 60 лет. Он рано ушел. И cколько еще смог бы он сделать. Можно написать много книг о плакате, призывая в них к повышению их качества. А Дацкевич воспитывал своим собственным примером, и это было эффективней, чем многие и многие слова. Просматривая его творческое наследие, видишь огромный труд над каждым плакатом, поиски технических и изобразительных средств. Это лаборатория и мечта о будущем.


***
"Теперь перед нами стоит не менее сложная задача - совершенствовать плакат и, на мой взгляд, сделать лучшим в мире, чтобы можно было твердо говорить о CОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ КИНОПЛАКАТА.
Такое суждение может показаться не в меру хвастливым, если не учитывать того обстоятельства, что все возможности для этого у нас есть и потребуется лишь немного лет для утверждения нашей уверенности в этом. Поэтому повышать уровень качества наших работ, безусловно, нужно изо дня в день".


Да, изо дня в день, забыв про суету и житейские мелочи, работал, съедая себя, в своем любимом жанре. Он не старался привлечь к себе внимание. Он скромно и добросовестно выполнял свою работу, повышая своим творчеством уровень плаката, стараясь внести достойную лепту в ту школу советского киноплаката, о которой он мечтал.
В формировании нашего духовного облика большую роль играет общение с людьми. И в жизни Дацкевича была встреча, которая, как говорил он сам, имела на него большое влияние как на художника и человека. Это встреча и многолетняя дружба с видным поэтом Ярославом Смеляковым.
Человек всегда ищущий и учащийся, он не замыкался в кругу своего творчества и мог бы, наверное, сказать обратное Н.Заболоцкому: "Любите поэзию, художники". Да, он любил поэзию.
И это поэтическое начало присутствовало в его плакатах. Лирика и гротеск с лаконизмом и большой выразительностью. Он не старался иллюстрировать фильм. Идя своим путем, старался найти точный, именно поэтический образ, который мог бы целиком раскрыть суть кинокартины.


***
"Мы можем и должны рассуждать о существе плаката, но главном образом, ДЕЛАТЬ ЕГО ХОРОШО, а каким он должен быть, подскажет сама жизнь.
Настоящий плакат появится тогда, когда в нем будет присутствовать взвешенная, лаконичная мысль художника, выраженная мастерской рукой, при такой же лаконичности языка, как и мысль. Рекламный плакат особенно не терпит серости и ремесленничества".


В высокой степени владея техникой плаката, он думал лишь о том, что хочет сказать, добиваясь четкого выражения своей мысли. Это исключало присутствие модного и временного, штампа и банальности, поверхностной и пустой эффектности.
Работа не прекращалась. Горели все сроки, пока находилось решение, но никогда художник не был вполне доволен своей работой. Требование к себе повышалось пропорционально росту мастерства. Любопытная деталь, подчеркивающая эту черту: в молодости удачные, на его взгляд, плакаты он подписывал, а плакаты позднего периода так и остались без подписи автора.
Большое внимание также уделял работе с художниками. Являясь членом худсовета и редколлегии, старался помочь формированию плакатиста, его творческому мышлению и чутко реагировал на работу совета, на общение его (совета) c художником.


***
" В высказываниях членов советов много частной вкусовщины, разобщенности, - это приводит к дезориентировке многих художников, работающих в плакате. В большинстве случаев члены совета высказывают изощренные мысли, касающиеся или мелких недостатков или рассматривают изображение в отрыве от смысла фильма, увлекаясь внешними достоинствами плаката"


Трудно говорить о С.Дацкевиче. В жизни он говорил мало и о себе, и о своей работе, но о нем было сказано: " Дацкевич - эпоха советского киноплаката".
Все приходит к логическому завершению, труд художника Дацкевича занял достойное место в искусстве плаката, а его работы могут служить хорошей почвой для новой плеяды плакатистов.


А.Добрягин "Московский художник" сентябрь 1979г.

*** - Из эпистолярного наследия С.И.Дацкевича

(Статья дается с сокращениями).


СЕРГЕЙ ИГНАТЬЕВИЧ ДАЦКЕВИЧ

ХУДОЖНИКИ

Карта сайта

Домой







Яндекс.Метрика



Используются технологии uCoz